Правовое регулирование
Правоотношения между сторонами при перевозке груза автотранспортом в России регулируются ГК РФ, Уставом автомобильного транспорта, а также рядом подзаконных актов. Если груз отправлен по договору транспортной экспедиции, наряду с ГК будут применяться нормы Закона № 87-ФЗ и других правовых актов, регламентирующие экспедиционную деятельность.В соответствии со ст. 797 ГК, ст. 39 УАТ для разрешения споров, вытекающих из договора перевозки, установлен обязательный претензионный порядок. Только в случае отказа контрагента или игнорирования претензии более месяца можно будет подать в суд на тк. По договору экспедиции претензионный порядок также обязателен в силу ст. 12 Закона № 87-ФЗ, за исключением случаев, когда гражданин заказал организацию транспортировки груза в личных целях.
Сократить срок разбирательства поможет своевременная и квалифицированная юридическая помощь. Чтобы добиться положительного решения споров по грузоперевозкам, важно грамотно действовать ещё на стадии фиксации нарушений.
Шаг первый – правильно оформляем документы
Перечень документов, который потребуется для подтверждения факта несоблюдения договора, зависит от характера нарушений.Если груз вообще не доставлен перевозчиком, будет достаточно договора и транспортной накладной. В таких ситуациях велика вероятность урегулирования споров по перевозке грузов без суда.
Когда претензии к перевозчику связаны с повреждением груза, частичной утратой, задержкой по вине транспортной компании или другими нарушениями с её стороны, доказывать свою позицию будет сложнее. В подобных случаях понадобится акт приёмки или расхождений. В нём должны быть отражены:
- дата, место составления (например, город Москва, точный адрес не нужен);
- состояние груза и упаковки (важно отразить все повреждения);
- фактическое количество мест, комплектность (при частичной утрате товара).
Транспортная компания будет нести ответственность и в том случае, когда ущерб причинён по вине её работника. В дальнейшем работодатель вправе предъявить ему требования в порядке регресса в соответствии с Трудовым кодексом РФ.
В любом споре по грузоперевозкам лучше сразу быть готовым к тому, что добиваться возмещения ущерба придётся в суде, поэтому желательно оформлять документы при участии транспортного юриста. Это исключит ошибки, которые потом могут повлиять на итоги процесса.
Шаг второй – готовим претензию перевозчику
После сбора документов необходимо подготовить претензию в адрес транспортной компании. В ней должно быть указано:- кем и кому она адресована;
- реквизиты контракта, товарно-сопроводительных и иных документов, на основании которых транспортная компания перевозила груз;
- суть претензий и их обоснование (нормы закона и условия соглашения);
- ссылка на документы, подтверждающие факт неисполнения или ненадлежащего исполнения договора;
- требования к перевозчику (вернуть груз, возместить ущерб и т.п.) и расчёт по каждому из них;
- реквизиты для перечисления средств (если предъявлено требование о денежной компенсации);
- перечень приложенных документов (в копиях);
- дата составления и подпись.
По закону перевозчик вправе рассматривать претензию в течение 30 дней. Если он не согласился с требованиями или не ответил в течение этого времени, не остаётся ничего другого, как подать в суд на транспортную компанию.
Шаг третий – обращаемся в суд
Когда сторонами договора перевозки груза являются хозяйствующие субъекты, и он связан с осуществлением предпринимательской деятельности, все вытекающие из него споры подведомственны арбитражным судам. Если же грузоотправитель – физическое лицо, которое пользуется услугами компании для личных нужд, такие споры по договору перевозки рассматривают суды общей юрисдикции. На правоотношения сторон в этом случае распространяются также требования Закона о защите прав потребителей.В какой конкретно суд следует обращаться, зависит от вида соглашения:
- если это договор перевозки груза, подавать иск на тк в соответствии со ст. 30 ГПК надо в суд по месту нахождения ответчика;
- если заключён договор транспортной экспедиции, для которого не установлен обязательный претензионный порядок, гражданин сам вправе определить территориальную подсудность в соответствии со ст. 17 Закона о защите прав потребителей.
Подача иска не лишает отправителя права одновременно направить жалобу на грузовую компанию в Роспотребнадзор или транспортную прокуратуру.
Юристы компании «Антиперевозчик» готовы оказать юридическую поддержку при любых спорах, вытекающих из договора грузоперевозки или транспортной экспедиции:
- провести консультацию клиента по перевозке груза;
- правильно оформить документы при порче или утрате товара, претензию в адрес перевозчика, жалобы в контролирующие органы;
- оказать содействие в досудебном решении споров по перевозке грузов;
- составить исковое заявление;
- защитить интересы доверителя в суде.
В нашей команде экспертов по транспортной экспедиции и перевозке имеются высококвалифицированные юристы в данной области. И как показывает опыт ведения подобных дел, юристы (адвокаты) широкого профиля все же не знают все тонкости перевозки, экспедиции, так и транспортировки в целом. А все потому, что они наглядно не представляют этот процесс, не обладают практикой ведения подобных судебных дел и не специализируются именно на транспортном праве. Иными словами нельзя знать всё.
Наши юристы имеют огромный опыт и уже сформированную судебную практику, которая пополняется изо дня в день. Знают позицию арбитражных и судов общей юрисдикции в данной отрасли более чем в 50 субъектах РФ, а самое главное занимаются только данным профилем и исследуют его. Ведь только одно неверно сказанное слово в суде обречет весь исход дела.
Многие наши клиенты потом просят нас вступить в судебное дело уже на этапе, когда их защитник оказался бессилен. Помните, суду нельзя давать повод для сомнения в Вашей позиции. Второе впечатление на судей произвести нельзя. Поэтому, легче предупредить, чем исправить.