Претензия перевозчику груза
Статья 797 Гражданского кодекса РФ в обязательном порядке предусматривает для споров, связанных с грузоперевозками, претензионный порядок. Применительно к автотранспорту аналогичное требование есть и в ст. 39 Устава автомобильного транспорта. Конкретный срок предъявления претензии перевозчику законом не установлен, но она должна быть направлена в пределах срока исковой давности, который для споров этой категории составляет год. Если груз был испорчен, срок считается со дня его выдачи, а при утере – с даты признания отправления утраченным.Содержание досудебной претензии транспортной компании по договору автоперевозки груза должно соответствовать пункту 90 Правил, утверждённых постановлением Правительства РФ № 2200. В ней нужно отразить:
- дату и место написания;
- названия (для гражданина – личные данные) и адреса сторон;
- описание сути претензии перевозчику;
- общую сумму требований, расчёт и обоснование по каждому из них;
- список прилагаемых документов;
- подпись с расшифровкой.
Крупные грузовые компании часто предлагаю клиентам воспользоваться готовыми формами документов, в том числе для направления жалоб.
К примеру, претензию транспортной компании «Кит» можно оформить при помощи бланков, которые размещены на их сайте. Компания «Деловые линии» принимает претензии онлайн, на их сайте размещено видео о том, как это сделать. А для тех, кто хочет писать жалобу на бумажном носителе, доступны образцы документов. Через интернет можно подать и претензию в адрес ПЭК. Пожаловаться на ненадлежащее исполнение договора можно также по телефону «горячей линии».
Некоторые перевозчики размещают на сайте не только бланки, но и перечни документов, которые нужно приложить в качестве обоснования своих требований. Например, чтобы написать претензию транспортной компании «Энергия», с их сайта можно скачать как форму для заполнения, так и список приложений.
Поскольку основные требования к содержанию досудебной претензии перевозчику одинаковы для всех, в случае нарушения договора другими тк также можно воспользоваться материалами, которые разработаны перевозчиками ПЭК, «Кит», «Энергия» или «Деловые линии». А тем, кто не хочет сам разбираться, как выставить претензию транспортной компании, лучше обратиться для её составления к юристам по грузоперевозкам.
Досудебная претензия перевозчику рассматривается за 30 дней. Если он не признал обоснованность требований или не дал ответа в течение этого срока, пострадавшая сторона вправе пойти в суд. Даже если позиция транспортной компании известна заранее, необходимо дождаться официального ответа на жалобу или истечения срока её рассмотрения, иначе суд не примет иск.
Претензия экспедитору
Обязанность соблюсти претензионный порядок распространяется и на договоры экспедиции (ст. 12 Закона о ТЭД). Исключение - случаи, когда клиент заказал услугу для собственных нужд, не связанных с предпринимательством. Претензию экспедитору вправе направить клиент или управомоченное им лицо, грузополучатель, а также страховая компания по праву суброгации.Законом о ТЭД для направления жалобы установлен 6-месячный срок. Он исчисляется со дня, когда появились основания для предъявления жалоб:
- при полной либо частичной потере груза, его порче – со дня после даты выдачи отправления;
- при нарушении срока доставки – с даты после окончания срока действия договора;
- в случае других нарушений договора – со дня, когда лицо, имеющее право подать жалобу на транспортную компанию, узнало о наличии оснований для этого.
- право на предъявление требований;
- состав и стоимость груза.
На рассмотрение жалобы на транспортную компанию и письменный ответ у экспедитора есть 30 дней с момента получения. По закону отказ (в том числе частичный) в удовлетворении требований должен быть мотивирован. В случае отказа урегулировать спор в претензионном порядке можно обращаться для взыскания ущерба в суд.
Как сформулировать требования
Для выставления претензий перевозчику важно сформулировать правильные требования к нему. Это может быть:- возмещение ущерба, причинённого повреждением, уничтожением или утерей перевозимого имущества;
- возврат провозной платы, если она не входила в стоимость отправления, и возмещение других расходов;
- компенсация упущенной выгоды.
Даже будучи правым, грузоотправитель может не добиться добровольного возмещения от перевозчика. Повысить шансы на досудебное урегулирование спора поможет участие в деле опытных юристов. Если грамотно составить претензию транспортной компании и подтвердить свою позицию документами, можно избежать длительных судебных тяжб. А если спор всё-таки дойдёт до суда, представление своих интересов также лучше доверить профессионалам.
Юристы компании «Антиперевозчик» - специалисты в вопросах транспортного права. Более 10 лет наша команда помогает жителям Москвы и других российских городов защитить свои права в области грузоперевозок и транспортной экспедиции. Уже после первой бесплатной консультации мы оцениваем перспективы дела и даём клиентам рекомендации по дальнейшим действиям. Чтобы получить квалифицированную юридическую помощь, оставьте заявку на сайте или свяжитесь с нами удобным для вас способом по контактным номерам.