Срок доставки груза автотранспортом
Согласно ст. 792 ГК РФ, перевозчик должен доставить груз до конечного пункта в сроки, которые определяются законодательством о перевозках конкретным видом транспорта, а если такой нормы нет – в разумный срок.Для автомобильных перевозок этот вопрос регламентирован ст. 14 Устава автомобильного транспорта, согласно которой груз доставляется получателю в срок, прописанный в договоре. Если такое условие в нём отсутствует, перевозчик обязан руководствоваться Правилами, утверждёнными постановлением Правительства РФ № 2200, то есть обеспечить транспортировку:
- в пределах населённого пункта или в пригород (до 50 км от границы населённого пункта, например, из Москвы в ближайшее Подмосковье) – в течение суток;
- при междугороднем (свыше 50 км от границы) или международном перемещении – из расчёта сутки на каждые 300 км расстояния.
Ответственность грузоперевозчика
Ответственность перевозчика за просрочку доставки груза указана в ст. 34 УАТ. На него возлагается обязанность уплатить контрагенту штраф, величина которого рассчитывается исходя из 9 % провозной платы за день задержки. При этом максимальная сумма может быть равна размеру платы за провоз, но не превышать его. Иной размер штрафа перевозчика за просрочку доставки груза может быть предусмотрен при составлении договора.Обязательство считается просроченным после наступления 24 часов тех суток, когда наступил его срок. Фактическое время выдачи груза определяется по отметке в накладной. Соответственно, штраф будет исчислен за весь период между этими двумя датами.
Если в договоре не зафиксировано иное, при нарушении сроков перевозки груза вторая сторона имеет право считать товар утраченным, если он не выдан:
- в течение 10 дней после установленной даты при внутригородских и пригородных перевозках;
- в течение 30 дней - при междугородних и международных рейсах.
Ответственность экспедитора
Ответственность экспедитора за просрочку доставки груза предусмотрена ст. 9 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности. При несвоевременном выполнении обязательств экспедитор обязан возместить клиенту причинённые этим убытки. По закону он не будет нести ответственности за задержку, если она произошла из-за форс-мажорных обстоятельств либо по вине второй стороны договора.Законом предусмотрены особые условия ответственности за просрочку доставки груза гражданину, который заключил договор экспедиции в личных некоммерческих целях. В этом случае экспедитор не только возмещает клиенту ущерб, но и обязан уплатить ему неустойку в размере 3 % стоимости договора:
- за каждые полные и неполные сутки просрочки;
- за каждый час просрочки, если срок в договоре установлен в часах.
Груз, отправленный по договору транспортной экспедиции, согласно ст. 7 Закона о ТЭД признается утраченным, если он не передан получателю в 30-дневный срок после даты доставки, определённой соглашением. Если в контракте это условие отсутствует, применяется критерий разумного срока. После его истечения компенсация за просрочку доставки будет определяться по правилам, установленным для случаев утраты отправления. Это правило не распространяется на ситуации, когда экспедитор обеспечил доставку в срок и уведомил об этом получателя, но товар не был выдан из-за отсутствия оплаты.
Оформление документов
Для привлечения перевозчика к ответственности за нарушение срока доставки необходимо документально зафиксировать факт просрочки.Правила перевозки грузов автотранспортом, утверждённые постановлением Правительства России № 2200, предусматривают составление акта просрочки доставки груза, который может быть составлен получателем или отправителем груза в день, когда они узнали о несвоевременном выполнении обязательства, то есть в день истечения срока доставки. Если это невозможно, акт составляется в течение последующих суток.
Если перевозчик уклоняется от участия в актировании просрочки, можно обойтись без него, но транспортная компания обязательно должна быть официально уведомлена о составлении акта. Когда представитель организации фактически присутствовал, но отказался от подписи, об этом делается отметка. С 2021 года законодательство допускает оформление акта просрочки в электронном виде, если перевозочные документы сформированы в соответствующей информационной системе.
В акте должны содержаться:
- время и место его составления;
- данные участвующих лиц;
- обстоятельства, для фиксации которых он составляется;
- подписи участников.
При заключении договора экспедиции рекомендуется придерживаться того же порядка оформления. В зависимости от условий контракта, за нарушение сроков может наступать ответственность как перевозчика, так и экспедитора.
Некоторые транспортные компании при просрочке сразу предлагают клиентам оформлять претензию. Например, такая инструкция содержится на сайте компании «Деловые линии», там же можно скачать бланк для заполнения или подать претензию онлайн.
Действующее законодательство предусматривает для урегулирования споров, вытекающих из договоров перевозки, обязательный претензионный порядок. Для экспедиции это требование в большинстве случаев также должно соблюдаться (исключение – организация доставки для личных целей гражданина). Только после отказа в удовлетворении требований или отсутствии ответа от перевозчика (экспедитора) можно обращаться за защитой своих прав в суд.
Повысить вероятность положительного разрешения конфликта поможет участие в деле квалифицированных юристов по грузоперевозкам.
Компания «Антиперевозчик» работает на этом рынке свыше 10 лет. За это время наши специалисты накопили большой опыт участия в делах о несоблюдении перевозчиками и экспедиторами условий договора. Мы поможем добиться ответственности перевозчика за просрочку доставки груза, взыскать все положенные средства, в том числе штрафы и пени. Компания оказывает услуги не только в Москве, но и в других городах России. Получить первую консультацию можно онлайн или по телефону, оставив свои координаты на сайте.